Астрофизики из РФ и Италии в первый раз наблюдали сжимающегося белого карлика

Астрофизики из РФ и Италии раскрыли природу таинственной двойной системы HD 49798 в созвездии Кормы, доказав, что одним из ее жителей является молодой белый карлик, чья материя поэтапно сжимается, но не нейтронная звезда, как считали некоторые ученые.

Ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов и его коллеги смогли отыскать ясные признаки сжатия белых карликов, следя за загадочным источником рентгеновского излучения в двойной звездной системе уникального типа.

Сообщается, что русские ученые совершили такое открытие вместе с итальянскими коллегами. Идет речь о системе HD49798/RX J0648.0-4418, расположенной на расстоянии 2000 световых лет от Земли, в созвездии Кормы. По оценкам ученых, на протяжении 2-х тыс. лет в данной системе должна случится вспышка сверхновой типа Ia, видимая светимость которой достигнет половины светимости Луны.

«Для проведения исследований астрофизики используют оптические, ультрафиолетовые и рентгеновские телескопы уже десятки лет», — говорится в заявлении.

Относительно недавно астрономы обнаружили, что скорость вращения компактного объекта уверенно растет на протяжении последних 20 лет.

Белые карлики — малогабаритные звезды с радиусами в 100 раз меньше солнечного при сравнимых массах.

В новейшей работе группа исследователей под управлением Сергея Попова из ГАИШ предлагает пояснить быстрое изменение периода тем, что белый карлик по сути находится только с начала эволюционного пути и вплоть до этого времени сжимается, что приводит к уменьшению момента инерции и изменению периода пульсара. В 1996-ом году астрономы обнаружили пульсирующий поток рентгеновских лучей, идущих от данной звезды.

Молодой белый карлик возрастом 2 млн. лет сжимается на сантиметр в год, и теми же темпами растет скорость вращения его партнера. Десятки лет было понятно, что молодые белые карлики сжимаются.

«Уникальность системы, которую мы наблюдали, в том, что белый карлик будто бы подсветили благодаря отдаче вещества с соседней звезды».